Литература квантового века

on

Азербайджанский культурный центр приглашает вас на вечер из серии “Жизнь замечательных бакинцев” (ЖЗБ), где вы встретитесь с известным писателем-фантастом Павлом Амнуэлем. Павел Амнуэль – учёный-физик, автор многочисленных романов, среди которых “Люди кода”, “Имя твоё”, “Чисто научное убийство”, “Дорога на Элинор”, “Тривселенная”. Из под пера Павла Амнуэля вышло множество повестей, рассказов и научных статей, рассказывающих о жизни звёзд, за которыми он с юности наблюдал из Шемахинской астрофизической обсерватории. Наш соотечественник Павел Амнуэль известен широкому кругу читателей во всём мире. Встреча состоится в понедельник, 21-го мая в 19:00 в городской библиотеке по адресу: Афула, Сдерот Рабин, 1. Вход свободный.

Продолжим аналогию с литературой и квантовой физикой. Множество читателей создает свое книжное многомирие. В физике существуют разные типы многомирий, в литературе – тоже. Кроме читательского, есть еще многомирия издательское и книготорговое. Издатель первым влияет на результат, отбирая книги для издания. Затем приходят книготорговцы со своим многомирием и искажают первичную «волновую функцию» литературы еще сильнее.
Нынешний век можно назвать веком квантовой физики. Без квантовой физики не было бы ни атомных электростанций, ни компьютеров, ни мобильных телефонов. Впрочем, атомных бомб не было бы тоже.
А литература? Можно и литературу описать, как физики описывают элементарные частицы. Всякая книга находится во всех возможных состояниях так же, как электрон, пока он не попадет в детектор. А книга – пока ее не прочитает читатель. В момент прочтения «волновая функция» книги разветвляется на множество читательских миров, и каждый читатель воспринимает книгу по-своему. Ничье наблюдение, ничье прочтение не хуже и не лучше другого.
Литература древности и средневековья – это литература мифа, фантастики. Боги для людей были реальны. Эта парадигма развивалась во времени – эпос, рыцарский роман, романтизм, классицизм… Но к концу XVIII века мифологический реализм достиг своего потолка, и возникла новая литература – реалистическая. Реалистическая проза достигла максимума развития в XIX – начале ХХ века. В нынешнем реализме вновь возрастает влияние фантастики. Реализм и фантастика в чистом виде существуют в «хвостовых частях волновой функции» литературы. Основа современной прозы – сочетание реалистического и фантастического элементов. У нее и название есть – магический реализм. Все больше фантастики в реализме. Пример – латиноамериканская литература, а в России – так называемый турбореализм.
В литературе становится все больше фантастики, и это отражается на литературных премиях. Нобелевский комитет старается удержаться в прежней парадигме реализма, и как результат – Нобелевская премия по журналистике и за тексты песен. Логический процесс – в нынешнем году Нобелевскую премию по литературе присуждать не будут.
«Русский Букер», как зеркало российской литературы, также отражает усиление фантастики. Результаты по годам: 2001 год – Улицкая, «Казус Кукоцкого»; 2006 год – Славникова, «2017»; 2008 год – Елизаров, «Библиотекарь»; 2012 год – Дмитриев, «Крестьянин и тинейджер»…
А что же будущее? Фантастика – вот будущее литературы. Фантастика со своими законами, правилами, сюжетными линиями и персонажами. И как часть фантастики – реализм во всех проявлениях. «Чистый» реализм станет, скорее всего, маргинальной областью литературы.
Вывод и рекомендация: читайте фантастику! Она многообразна, как звездное небо над нами и нравственный закон в нас.
Павел Амнуэль

Добавить комментарий