Настоящие звезды

on

И вот у нас рубрика современных писателей. Она будет редкая, потому что современных писателей, которых можно назвать писателями мало. Но про открытие настоящих звезд, конечно, писать нужно.
Наталья Ильина. Писатель с большой буквы, которого можно ставить в самый высокий ряд писателей. Достойный представитель крылатой стаи. Язык у нее светоче-звездный. Читаешь и видишь это мерное сияние путеводной звезды, путеводной туда, к жизни, к свету, к Людям с большой буквы.
Удивительно было найти и открыть ее. А открыл я ее для себя книгой «Фламандская петля».

Нет, не совсем так.
Мы познакомились на одном из книжных марафонов, я сказал, что я человек глубоко советский, люблю социальную прозу, а сейчас ее писать у людей не получается, потому что ну мир сейчас такой, что ни напиши — все равно антиутопия получится. Наталья сказала мне, что есть у нее неизданная книга, как раз социальная проза, не хотел бы я прочитать? Я вежливо согласился. А сам боялся до трясучки, ну окажется очередное писево, придется как-то обтекаемо мямлить, недоврать, «дело не в тебе, дело во мне». Потому что несколько лет до этого моя программа «добрый скорпион хочет дружить» в авторской среде давала сбой за сбоем. То, что писали современные писарчуки (включая победителей Большой книги и других Букеров-… (материться в интернете нам травмяшки запретили, но рифму вы поняли. Ведь мат не исчезнет, пока не исчезнут причины для него), годилось только на растопку печей. Я даже вежливое «неплохо» не мог написать, чтобы не замарать свое имя лицемерием. Понятно, мне было страшно. Получив книгу, я пошел на страницу автора, ознакомиться. Легче всего понять автора — это прочитать его рассказы. Там будет видно и слог, и образ мышления, и позицию. И будет понятно, нравится вам автор или нет.

Первый рассказ был — «Девятая последняя». На обложке кошка.
Ну поняаатно, подумал я. Кошка кого-нибудь спасет там, отдав свою последнюю жизнь. Эксплойт голимый. Ну и стал читать. Пронзительное описание простых вещей, авторские оценки и акценты настольно самобытные, что простой-простой сюжет приобрел глубину и важную содержательную составляющую (всех маркетолухов нужно отправить туда, куда ушли в нулевые настоящие литературные агенты и настоящие издательства, за то, что они украли фразу семантическое ядро, придав ему совершенно дятловый смысл).
Слезы — это наша эволюционная память о невыносимости, подарок от моллюска, когда моллюска что-то колет, он перекачивает через себя соленую воду, вымывая то, что колет. Поэтому, когда нам невыносимо, мы считаем, что нужно выкачать из себя соленой воды и станет легче. Невыносимость от красоты, от лучистой правильности, тоже, обычно, вызывает комок в горле или слезы в глазах. Так вот это невыносимо красивый и правильный рассказ.

Потом был «Ловчий». Фэнтези. Точно с той идеей, как я люблю. Антиксенофобия и объединение — то, что нужно этому миру, чтобы стать таким, в котором бы хотелось жить. И тоже остро-колющий своей красотой.

«Участь крылатых». Про то, как остаться Человеком в любом теле. Про то, что Человек — это тот, кто руководствуется не инстинктами и призывает к этому остальных. Я много говорю про крылатую стаю людей. Ну это я так местечково и субъективно называю лучших из людей. Кто такие лучшие из людей? Это те, которые осознанно живут ради лучшей жизни всех. Этот рассказ, наверное, самый короткий, но он очень ясно рассказывает про участь этих крылатых людей. Вероятно, не такой уж местечковый термин я для них и нашел, раз не только я этих людей так называю. Рассказ про то, как один человек может сделать системное изменение. Это тоже важное напоминание всем, кто уже дорастает до человека.

Последним рассказом была фантастика «Короткое лето Тесеи». Социальная научная фантастика. Гуманистическая. Как глоток свежей воды. Советский алмазный стандарт. Не про то, как убить все, до чего смогли дотянуться в космосе, а как подружиться. Красиво. Пронзительно. Новое и такое знакомое.

После этого я уже смело помчался читать «Фламандскую петлю». И как же приятно меня поразило, что и сейчас можно писать бытовую социальную прозу. Важную и масштабную. Это социальный детектив, в котором правильно порваны шаблоны.
Мой отзыв здесь: https://litmarket.ru/blogs/otzyv-na-knigu-flamandskaya-petlya-natali-ilinoy?id=14&rc=2
Конечно, я дальше помчался читать все остальное.
Потом я прочитал «Стражи миров», это фэнтази, очень атмосферная книга.
Мой отзыв здесь: https://litmarket.ru/blogs/otzyv-na-knigu-strazhi-mirov-natali-ilinoy-1?id=14&rc=2
Слепая зона — моя любимица. Я считаю, что у этого проекта должен быть цикл.
Мой отзыв: https://litmarket.ru/blogs/otzyv-na-knigu-slepaya-zona-natali-ilinoy?id=14&rc=2
https://litmarket.ru/blogs/prodolzhenie-otzyva-na-knigu-slepaya-zona-natali-ilinoy?id=14&rc=2
Пока дышу. Подростковый постап. Мой отзыв: https://litmarket.ru/blogs/vsegda-ploho-kogda-mladshie-ostayutsya-odni-s-poka-dyshu?id=14&rc=2
Генеральная пауза. Подростковая социальная мистика. Очень пронзительная книга. Про то, что если ты Крылатый, то ты и после смерти останешься Человеком. Мой отзыв: https://litmarket.ru/blogs/otzyv-na-knigu-natali-ilinoy-generalnaya-pauza?id=14&rc=2
Надежда. Сакральной красоты книга. НФ. Алмазный стандарт. Про квантовую бытийность. Мой отзыв: https://litmarket.ru/blogs/otzyv-na-knigu-natali-ilinoy-nadezhda?id=14&rc=2

Наталья — писатель разножанровый. И это очень хорошо для разносторонне развитого читателя. Конечно, если вы любитель только одного жанра, то вас может это расстроить, мол, я прочитал фантастику, хочу еще, я писатель бытовые детективы пишет. Но что вам тут посоветовать, с такими ограничениями мозга? Не беда Ильиной, что у нее слотов интереса больше, чем у вас. Она писатель для Людей. Мне же сильно импонирует, что не стыдно рекомендовать Наталью Ильину на любом уровне, любителям любого жанра.
Потому что ее книги, в этих разных жанрах, равнокачественные, точнее, равновысококачественные. Нет такого, что фантастика ей удается лучше, а, например, детективы хуже.

Все книги Ильиной объединяет важная человеческая (сейчас уже, наверное, это считается сверхчеловеческая) идея, что любое живое существо может быть другом другому живому существу.
Ксенофобия в книгах, в любой форме, сразу выдает невежество и глупость автора, так же, как и ксенофобия автора (тоже в любой форме — нацизм, прикрытый патриотизмом, гомофобия, ханжество) делает книгу ограниченной и незрелой. Читая книги Ильиной же понимаешь, что читаешь серьезную литературу зрелого писателя.

Наталья Ильина в своих книгах всегда рвет шаблоны и стереотипы. В общем-то, что и есть главная задача Писателя, ну, конечно, если он писатель, а не бумагомаратель, который выписывает свои сопливенькие эскапические фантазийки. Знакомые сюжеты в книгах Ильиной, за счет авторских акцентов, воспринимаются с другого угла, раскрывают какой-то новый уровень глубины, понятный, знакомый, но без напоминания автора не приходивший тебе в голову.

Еще одна отличительная черта прозы, большой и малой, Натальи Ильиной — это не слитый масштаб в финале. Принято называть это, наверное, не слитый финал. Но часто бывает, что финал-то есть, только вот он перечеркивает весь масштаб книги. Яркий пример слитого масштаба сериал «Топи» и сериал «Исчезнувшая» с Машуковым.
У Натальи Ильиной финал всегда катарсис. Он всегда раскрывает и поддерживает идею ее произведений. Если в книге имеет место трагедия, Ильина никогда не разыгрывает этот эксплойт, она всегда выводит повествование в надсистему (по ТРИЗ), не оставляя читателя в горе, а выводя его в большую жизнь, заставляя посмотреть на случившееся, как на часть бесконечного цикла жизни (Пока дышу, Девятая последняя). Наталья Ильина напоминает — жизнь больше любой трагедии.
Как и полагается светочам человечества, писателям-звездам, она напоминает читателю, что смерти нет, есть только жизнь, бесконечная жизнь.
Достигается это переводом фокуса внимания с частного случая на общий принцип. С кошки на людей в «Девятой последней», с людей на природу в «Пока дышу». В «Стражах миров» — с героев на воплощение разума мира.
Ну и, конечно, этого нельзя было бы достигнуть, если бы Наталья Ильина не вводила харизматичных героев. За которыми хочется и интересно наблюдать. Поэтому внимание переходит легко туда, куда хочет увести его писатель.

Особо хочу отметить и начала книг Ильиной. Часто ее книги начинаются прологами, где действия происходят задолго до основного повествования (Надежда, Фламандская петля). И эти прологи всегда как удар в сердце. Это пронзительные (я повторяюсь, но это одно из самых точных эпитетов описывающих творчество Ильиной) отдельные истории, где ты успеваешь прикипеть к героям.
В «Надежде» — сияющая история дружбы двух рас. В «Петле» пролог и вовсе психологичный, там все герои даны сразу в стрессовой ситуации — пожар, и у каждого сразу раскрыт личностный портрет.

Красивым лейтмотивом в книгах Ильиной проходит идея, что причина для переоценки своей жизни, переоценки ценностей, решения каких-то важных системных проблем всегда человек. В «Надежде» представитель расы ллгорн создает новую систему ради человека, в «Генеральной паузе» героиня вырастает ради Человека рядом, во «Фламандской петле» герой возвращается к жизни ради человека (как же я за него переживал с первых строк!), в «Слепой зоне» — мой любимый герой, представитель другой расы, ради человека начинает изучать чужой ему мир, в «Пока дышу» герой-одиночка становится частью сообщества ради одного человека.

И, конечно, все книги ее расписывают с разных сторон первейший Закон Жизни — один ты ничто. Пролетарии всех стран — объединяйтесь. В «Надежде» без объединения не вышло бы нового мира, в «Генеральной паузе» героиня бы не справилась сама, а до нее и герой, который ей помог, тоже бы не справился сам. В «Пока дышу», естественно, невозможно в постапе выжить одному. В «Слепой зоне», в «Стражах» — проблемы решает не один избранный, а объединенная группа.

Лично же для меня в книгах Натальи Ильиной наиболее ценно то, что во всех книгах раскрыта, с алмазной красотой, линия дружбы. Не одинокого приятельства, а Дружбы. Вы сейчас это бромансом называете, но это просто дружба, я даже слово настоящая не буду добавлять, потому что не бывает ее ненастоящей. То, что вы что попало и кого попало называете дружбой и друзьями — не вина понятия, а вина вашего же невежества.
В сакральной для меня «Надежде» тема дружбы рассмотрена особенно близко и внимательно. И красиво. В «Слепой зоне» — изумительно красивая пара друзей. В «Генеральной паузе» — группа друзей, которые вместе были не до конца, но и после конца. В «Стражах» — межрасовая дружба между людьми и разумными крылатыми конями… во всех книгах Ильиной есть люди доросшие до дружбы. А мне только такие и интересны. Мне из жизни моллюсков как-то побоку, я про животных не люблю, все это из жизни братьев наших меньших.
Я люблю людей и про людей. А именно про них и пишет Наталья Ильина.

Ильина серьезно переросла любых рецензентов и оценщиков, читателей-любителей. Уже не ее оценивают отзывы, а ее книги оценивают читателей. Ее книги — это маркер человека, можно ли иметь с ним дело. Если книга Натальи Ильиной вам «не зашла, не зацепила» и прочие, так вами любимые ублюдочные оценки, если вы не в силах оценить важность этой литературы, вам просто рано в серьезную жизнь. Мне, например, «Пока дышу» не близка совсем, там нет взрослых, там про то, как подростки пытаются справиться без них. Там нет моих любимых типажей. Но невозможно же не понять, насколько важен посыл, семантическое ядро (заберу-ка я обратно это понятие, очень уж оно замечательное) книги. Что делают дети, когда нет взрослых? Как вырастить своего ребенка, чтобы он стал взрослым, а не исповедовал эту инфантильную идею «взрослых не существует»? Они существуют.

Открыть для себя это звездное сияние интеллекта можно здесь: https://litmarket.ru/natalya-ilina-p22077?id=14&rc=2

А почему я пишу именно сейчас пост? Ну, я несколько месяцев его обдумывал, очень хотелось найти для вас нужные слова, чтобы вы знали, что Наталья Ильина это ваш автор, если вы любите глубокую, серьезную, настоящую и нужную литературу.
А сегодня мне пришел подарок от Натальи — любимые «Фламандская петля» и
«Надежда». И еще коллекционный камушек из Мачупикчу (я камни собираю, обычные, придорожные. Или красивые или из разных мест). Вот хвастаюсь, а этот пост — это попытка хоть как-то отблагодарить Писателя, за то, что она есть.

На фото это не обложка загнулась, это ветер открывает книгу почитать.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s