Пойди поставь сторожа,
экономка Харпер Ли, Таня (фамилию забыл за ненадобностью), на основе черновиков и советов великой писательницы.
Мы все помним этот скандал. Когда книгу расхватали по предзаказу, а после выхода на некоторых книжных магазинах появилось объявление: если вы хотите вернуть ЭТО, то приносите, вернем деньги без разговоров.
Вы все знаете пиар-компанию, что мол-де, это был черновик книги, который Ли написала сначала, но издательство сказало – чота какаята дичь, мы такоэ не возьмем. И Ли написала Пересмешника. Вот только пиар-компания решила замолчать тот факт, что все эти десятилетия, за Ли издательства ходили табунами, умоляя просто на любых условиях, написать хоть что-нибудь еще. А журналисты все годы пытались взять интервью. На что вредная старушонка – а она была вредной, вы знаете, что в городке неподалеку, энтузиасты открыли музей Глазастика, собирали там всякое, и Харпер Ли подала на них в суд. Но когда сама посетила этот музей и поговорила с этими энтузиастами, отозвала иск и никому не объяснила почему, – неизменно отвечала, что она сказала все, что хотела в Пересмешнике, и ей больше нечего сказать.
Дальше по официальной пиар-легенде, экономка Таня была так впечатлена Ли, что та ей рассказала про черновик и дала почитать, та была в восхищении и убедила старушку написать продолжение. А Харпер Ли, вдруг, кротко сказала, ой, ну раз ты считаешь, что это что-то стоящее… ну правда я уже старенькая… на что Танечка с горящими глазами сказала, что она ей поможет припоможет. И припомогла.
Через неделю после скандала Харпер Ли умерла.
Еще более удручающе, что литсообщество, все-таки, судя по нашему обсуждению в книжном клубе не выпинало эту книгу на помойку истории. Еще более удручающе, что у этой книги появились поклонники. Да-да, есть живые люди, которым эта книга нравится. Страшно, что мне придется это прочитать. И самое страшное, что эта книга продолжит выходить под именем Харпер Ли. Это слишком грустная история. В смысле, история ее написания.
Знаете что, я прочитаю-ка эту книгу сначала сам, а потом допишу пост.
А прочитал. И вы прочитайте, стоит. Как последний привет великой писательницы и вредной старушонки. К тому же, ее черновики, которыми перемежается бездарный слог и сюжет Танечки, чертовски хороши. Ли рассказывает нам там историю ее жизни, что она видела, над чем ворчала, что ее возмущало, что она читала. Разве не это мы хотели всегда узнать?
Конечно, неприятно видеть, что Глазастик выросла в такую ТП, но так иногда бывает. Литературные приемы Танечки ужасно унылы и вторичны. Ее контрольная точка – дядюшка, который решала и… ну как, посредник между богом-Аттикусом и людьми, когда до него слишком уж докапываются, такой мутный, что просто адище. Ее полное непонимание героев Пересмешника – поражает. Такое ощущение, что Таня (ну или как, представим на минутку, что Харпер Ли это все написала сама, то, получается, она не перечитывала? Забыла, что писала?) не читала Пересмешника, вообще. Потому что там ну ладно оценки характеров, вдруг это мы, все миллионы читателей ошиблись, но фактологическое опровержение – это уже совсем. Ну, когда Глазастик говорит, что тетя единственный раз сделала такое чувствительное, когда переехала к отцу, потому что у него артрит, это было так неожиданно а ты помнишь, что в то трудное время, когда происходил Пересмешник, тетя к ним тоже переехала, ну потому что тетя так делает, в трудную минуту едет к брату, то кажется, что у Глазастика ранняя деменция.
Социальная линия ужасно инфантильная и ужасно невнятная. Объяснения социальной идеи многостраничные, но совершенно вялые и слабые. Есть вот это прекрасное, под ворохом мыслемусора, про то, что нужно мужество быть надсистемой в системе, и про то, что некоторым людям нужен этот сторож.
Сильная идея, но слабо поданная и вяло прописанная.
Аттикус все такой же благородный, но сцуко, непостижимый. Бог, он и есть бог. Идея книги, как бы в том, что дочка развенчивает бога в отце и начинает видеть в нем человека… но нет. Он остается таким же. Дочка себе сама все понимает, что-то там. Ну что папа все такой же. Непостижимый.
В общем, Танечка на все деньги профапалась на Аттикуса, про это книга. Он, конечно, того стоит, не будем ее судить, кто бы не.
Но Пойди, поставь сторожа – это фанфик. На черновиках автора.
Конечно, скучновато, там, где пишет экономка. Я поначалу, где повествование ведет Танечка, даже думал – а вдруг это всегда была не Харпер Ли, а Нора Галь? И даже то, что я читал в оригинале, просто отсылало меня к переводу? Но потом пошли куски черновиков самой писательницы, и ты узнаешь эту чистоту Харпер Ли. Все что – черновики – красиво (и узнаваемо!). Все, что писала Таня – убого. Почитайте, я рад, что прочитал. Я так боялся, но не стоило. Читайте.
Вредная старушонка и великая писательница, которая, возможно, тоже пыталась развенчать себя как кумира, этой книгой, и, может, как и Аттикус в этой книге, она, узнав, что книгу пытаются вернуть, тоже сказала: “ну и молодцы, я вами горжусь” останется для нас все той же.
Как и Аттикус. Непостижимой и великой.