#Чтиво там надо вот это вот все делать, что вы делаете, когда что-то в мире происходит страшное – лайкать, репостить, красить аватарки, пускать самолетики, не забудем-не простим, писать петиции Дурову.
…А то я никогда не напишу годные учебники по языкам и не закончу тут все живые истории…
Svyatoslav Albireo to Кухня книжных проектов
Хочу предложить издателю роман, который российским обществом наверняка будет воспринят неоднозначно. Его тема “женское и мужское в человеке” вызовет противоречивые суждения. Кого-то роман испугает, кто-то против него восстанет, расценив его как удар по его личным “скрепам”. Но очень многим, именно здесь, в России, он поможет. Это я знаю точно, как практикующий психолог.
Я писал этот роман несколько лет, собирал данные, думал, читал, так как я уверен, что книга учит, освещает выход из тьмы, ну, хорошая книга, конечно. Я искал книги, которые бы мог посоветовать в помощь людям, которые ищут то главное, что делает их теми, кем они являются. Дж. М. Кутзее, Андерс Рослунд – поднимают проблемы человека, но не задевают гендерных вопросов. Поэтому я написал «Око силы».
В ней я предлагаю ответить на вопрос: как вы отличаете мужчину от женщины?
Кажется, что очевидно как. Ну, а если одежда скрывает видимые различия? А если голос и походка изменены? А если гены сложились немного наоборот? А если это только буквы на экране? В чем главное? Что главное делает женщину женщиной, а мужчину мужчиной?
Издатель, конечно, задаст вопрос, насколько эта тема актуальна в обществе и каков прогноз спроса на такую книгу? Так вот, масштаб проблемы гендера и пола в современном мире такой, что Юнеско и ООН поставили ее в приоритет, – стратегии, план действий, исследования крупных университетов (Норвежский университет науки и технологии, Принстон, Стэнфорд, например), встречи на высшем уровне, – все, чтобы сформулировать ответы на эти вопросы. Но кто, кроме заинтересованных лиц, профессионалов, правозащитников, будет это все читать? Много отчетов ООН вы читали? А ответы нужны людям, обычным людям, которые сталкиваются с этими вопросами. Смею заверить, таких не просто много, а очень много. А что об этом пишут российские СМИ, какие заявления и суждения высказывают лидеры общественного мнения, по сути, не представляя истинную природную суть человека? Эта книга и для них тоже. Как говорит американский писатель, адвокат и общественный деятель Эндрю Ваксс, книга – это самый простой способ достучаться до самого обширного жюри присяжных, которых не найти ни в одном суде.
Как психолог, я долго работал с людьми, которые пытаются определить кто они сами – мужчина или женщина. И почему. Сейчас модно и вообще себя не определять, мол, какая разница? А я много сталкивался с людьми, которым есть разница, кто они. Разница есть, а алгоритмы определения, принятые в обществе, не подходят и не работают. И потому, одинаково бесполезны и консервативная глупость и либеральное невежество.
Одни “топят” за прокрустово ложе определений, другие играют в Базаровых, строя свое ложе, пусть и с блэк-джеком и шлюхами. И те, и другие предлагают “помощь” только при принятии их условий. Если с ханжами так называемых традиционных ценностей все понятно, то ловушка неолиберальной доктрины не так очевидна. Правозащитники всех мастей обещают, что нормально принимать себя таким, какой ты есть. Но только если ты не традиционалист. Отличия нужно подчеркивать. Негласно намекают нам они. Ну, если боишься ПОКА, то, конечно, не нужно, сочувствующе, как на больного будет смотреть “прогрессивная общественность”. Но они ждут. Когда же ты уже выйдешь из шкафа. Чтобы сразу нарочито радоваться, обнимать, и поддерживать. Так же, как традиционалисты ждут, когда одумается заблудшая овца. А люди не овцы.
Я не нашел книги, которая бы не принадлежала к одному из лагерей, поэтому написал “Око силы”.
“Спасибо. А то они все мимо говорят и не про то. А я же человек.” – сказал мне очередной клиент, уходя.
Это было не первый раз, но именно после него я задумался, как помочь людям понять себя? Так и появился этот социальный роман-размышление.
Мне хотелось напомнить самим людям, что они не должны принимать условия, которые им не подходят. Мне хотелось сказать “помощникам” всех мастей, что не нужно тянуть людей в горе в свой лагерь, схема работников похоронных бюро, может, маркетингово и выгодна, но человечески неэтична. Тем более, они имеют дело с живыми людьми. Мне хотелось показать коллегам, профессионалам внутренний мир человека, чтобы они сместили фокус с абстрактных схем на человека.
Я еще не раз скажу, о чем моя книга и зачем она, хотя вы и сами сможете понять это, по отрывкам из нее.